АКВАРИУМИСТИКА
Проще и надежнее
А.Певнев
Аква-Хобби 1/1993
К сожалению, с проблемами технического порядка нашим любителям аквариума приходится сталкиваться не реже, чем с биологическими.
Проблемы наши осложняются тем, что отечественная промышленность на сегодняшний день, если и выпускает что для аквариумистов, то в недостаточном количестве и низкого качества. Поэтому многое (если не все) опытные аквариумисты изготавливают собственными руками. Правда, умельцев в этом деле у нас хоть отбавляй, а изобретательность их достойна уважения.
Да не обидятся на нас любители помастерить за образное народное сравнение, вынесенное в название рубрики. Ко многому нас действительно вынуждают обстоятельства. Но, может быть, это и будит творческую мысль? Как творится, нет худа без добра. Ну а пока познакомьтесь с первыми материалами из этой рубрики.
Недавно у знакомого аквариумиста я видел компрессор на базе холодильного агрегата. Принцип действия подобного компрессора уже описывался в журнале "Рыбоводство" №5 за 1987 год. Но было слишком много сложностей: часовой механизм, маслоотделитель... И все из-за того, что холодильный агрегат дает давление 5-10 атмосфер, не рассчитан на длительную непрерывную работу и требует жидкой смазки.
Думаю, все эти недостатки мне и моему знакомому удалось устранить. Началось с того, что я после небольшой модернизации приспособил компрессор от холодильника для нужд гаража, переведя его на работу с густой смазкой. Для этого распилил крышку, перевернул мотор-компрессор "вверх ногами", снял приемник масленного насоса и заполнил его солидолом. Солидол хорошо всасывается, но из-за большей вязкости, чем у трансформаторного масла, не разбрызгивается.
Тут моему другу пришла мысль: зачем использовать двигатель 150-180 Вт, когда вполне хватит 5-10 Вт, да и давление 10 атмосфер ни к чему. С учетом названных выше изменений и был мною изготовлен компрессор для своего аквариумного хозяйства на основе компрессора от бытового холодильника ДХ-1010. Так как сам компрессор в холодильнике расчитан на непрерывную работу 20-25 лет, а пусковая обмотка выходит из строя несколько раньше, то на свалке Чермета при желании можно найти отслужившие свой срок агрегаты. Я нашел свой там же. В нем было полно воды, снаружи он весь был ржавый, но внутри – ни пятнышка. Корпус его нужно распилить со стороны компрессорной части по кругу (со стороны двигателя видны выводы обмотки, а со стороны компрессора – выводные трубки). После распиловки вывинчиваются четыре прижимных болта и компрессор вместе с ротором вынимается из корпуса. На роторе протачивается (на токарном станке) паз под шкив и спиливаются вентиляционные наплывы. Сам ротор играет роль маховика. Компрессор переворачивается приемником масляного насоса вверх, приемник снимается и в него нагнетается солидол и проверяется вращение: в первом случае солидол втягивается внутрь, во втором – выбрасывается наружу. Можно поставить небольшую коробочку для запаса смазки.
В качестве двигателя к компрессору я использовал двигатель от холодильного агрегата 220 В, 18 Вт. Для уменьшения мощности запитка двигателя производится через конденсатор 3 мФ х 500 В. фазоводвигающий конденсатор – 2 мф х 500 В.
Монтаж компрессора и двигателя производится на панели.
Двигатель накрыт кожухом, играющим защитную роль и служащим для направления обдувающего двигатель воздуха. На валу двигателя – шкив, к которому припаяна крыльчатка, создающая поток воздуха во время работы двигателя. После монтажа под панель я приклеил поролон в качестве гасителя вибраций компрессора.
Думаю, что такая конструкция устроит любого любителя. Работает компрессор практически бесшумно (если не считать незначительного шума электромотора). Система рассчитана на продолжительную работу и создает достаточно мощное давление, чтобы обслужить десяток средних аквариумов. В журнале "Рыбоводство" написано, что холодильный компрессор может обеспечить продувку до 30 аквариумов, что примерно получится при соотношении диаметров шкивов двигателя и компрессора 1:3. Преимущества же описанной конструкции в том, что отпадает необходимость в маслоотделителе, предохранительных клапанах, так как двигатель работает при меньшей мощности. Не нужно реле, так как он работает непрерывно.