Для кратковременной перевозки аквариумных
организмов применяют любые чистые емкости без
острых углов и посторонних предметов (включая
растения) внутри, способных причинить неудобство
рыбам и беспозвоночным. Для этих целей подходят
ванны и канистры из пищевых пластиков и
оргстекла, эмалированные и алюминиевые бидоны,
стеклянные банки всевозможных форм и размеров,
различные термосы и т.д. Предпочтительнее,
конечно, прозрачная посуда - в ней проще
осуществлять контроль за состоянием живых
объектов.
Длительность нахождения животных в транспортной
таре определяется температурой воды (для
тропических обитателей она равна 24-28 градусов С,
для холодноводных - до 19 градусов), плотностью
посадки и освещенностью.
Для поддержания температурного оптимума
используют изотермические пенопластовые ящики,
сумки-термосы и т.п. При необходимости сверху или
по бокам внутренней упаковки помещают буферные
грелки с подогретой водой или льдом. Необходимо
помнить, что чем выше температура воды, тем
меньше растворяется в ней кислорода, а обмен
веществ рыб активнее. Плотность посадки зависит
от размеров, сытости рыб и их физиологических
особенностей (возраста, крепости конституции,
требовательности к среде и др.). За сутки перед
отправкой рыбу не кормят. Плохо переносят
путешествия слабые, старые и больные экземпляры.
Лучший "дорожный" размер крепких, здоровых
мальков составляет для мелких видов 1.5-2.5 см, для
крупных 2-4 см. Чем массивнее рыба,тем разреженнее
должна быть посадка.
Темнота успакаивающе дейтсвует на рыб,
двигательная активность у них снижается, легче
переносятся транспортные стрессы. Поэтому
освещенность при перевозке должна быть
минимальной.
Самое рациональное - перевозить гидробионтов в
двухслойных политиленовых пакеетах или руковах
с кислородом или озоном (соотношение воды и
кислорода 1:2 или 1:4). Пакеты должны быть с широкими
прочными швами, рукав заплавляется с двух сторон;
для страховки концы обматываются изолентой,
стягивают резиновыми кольцами) или оборудуются
специальными зажимами.
Животных с кожным дыханием (илистых прыгунов,
змееголовов и др.) можно переправлять во влажной
среде с минимальным количеством воды. В целом для
рыб, имеющих дополнительные органы дыхания (анабасовых,
сомиков и др.), в качестве наполнителя используют
смесь воздуха и кислорода (1:1), озон для них
противопоказан. На литр воды животных по массе
может приходится от 50 до 150 г при времени от 35 до 70
ч. При длительной траспортировке следует иметь
резерв чистой воды и возможность перезарядить
пакеты новой порцией кислорода. Погибающих и
павших рыб удаляют из кулька сразу же.
Интересен метод наркотизации рыб, при котором
они как бы впадают в анабиоз. Плотность посадки
при этом возрастает в 203 раза, но одновременно
увеличивается риск гибели и стерилизации
животных. Наркоз проводят следующими
водорастворимыми препаратами: амобарбитала (для
морских рыб) 105-130 мг/л, амиленгидрата (0.5-1.25 мл/л),
хлоральгидрата (2.3-3.1 г/л) и трикаина (MS-222) 10 мг/л.
Реакцию воды стабилизируют бикарбонатом натрия
(50 мг/л).В отдельных случаях наркотизацию
применяют при лечении и фотографировании рыб. В
чистой воде рыбы полностью просыпаются за
полчаса.
При упаковке внутреннего пакета в него сначала
наливают свежую, профильтрованную воду,
адаптированную к потребностям того или иного
вида. После этого осторожно отлавливают рыб и
перемещают их на новое местожительство. Крупные
виды, имеющие колючие плавиники (косатки,
синодотисы, цихловые, осетровые и др.),
траспортируются в трехслойных пакетах с
прокладками из плотного пергамента между слоями
и т.п. Для дизенфекции в воду добавляют
трипафлавин (5 мг/л), метиленувую синь (1 мг/л),
эрициклин (25 мг/) и т.п. Для морских животных
лекарства не применяют. Затем зи пакетаруками
выпускают воздух, вставляют резиновых шланг (погружая
его в воду), перехватывают сдутый пакет у верха и
нагнетают вислород из кислородной подушки или
балона. Горловину пакета (5-7 см) свивют в спираль и
фиксируют одним или несколькими резиновыми
кольцами. При перевозке мелких рыб углы пакетов
заплавляют на 4 мм, перетягивают резиновыми
кольцами (широкой лентой) или обматывают по шву
через верх изоляцией (лейкопластырем). При
перевозке на самолетах пакет нельзя сильно
накачивать, его поверхность должна слегка
продавливаться. В противном случае из-за
перепадов давления может произойти
разгерметизация.